2015-04-06

Мода и инновации // Fashion innovation


На повестке дня горячая тема последнего десятилетия : инновации. Все вокруг помешаны на хай-теке и на том, что нужно все самое новое, последнее и лучшее. Мода вроде как тоже следует этим путем : циклы становятся все короче и короче. И вот уже мы видим не две коллекции в год – весна-лето и осень-зима, к ним добавляются еще преколлекции, а еще круизные коллекции, не забыть про капсульные, pop up, flash, лимитированные и Бог знает еще какие. Кажется, что инновации моде совершенно необходимы. 

С одной стороны, невозможно их игнорировать в том, что касается производства и тканей. Новое современное оборудование, а также постоянное совершенствование тканей – органичный, понятный и необходимый процесс. С другой – не приводит ли это к дальнейшей автоматизации и массовизации процесса, не отталкивает ли это потребителя, скажем, на самом высоком ценовом уровне – в товарах класса люкс и премиуме ? Очевидно, что товары класса люкс и премиум не должны производиться с экономией времени и труда, с оптимизацией производства или на автоматизированном, упаси боже, потоке. Напротив, стремление к ultra luxury и акцентированию ручного труда – handmade, handcrafted, ограничение тиража маленькой партией, совершенно явно не предназначенной для производства на фабрике, в лучшем случае в небольшом ателье или ремесленной мастерской, производство по старинным технологиям, трудо- и времязатратным и намеренно дорогостоящим – это ли не ключ к их высокой добавленной стоимости и ее обоснование в глазах потребителя ?


На эти вопросы навела меня выставка Биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.



Экспозиция выставки демонстрирует нам эволюцию ткани от первых натуральных нитей до высокотехнологичной одежды с супер-свойствами, изобретения российских ученых, коллекции ведущих зарубежных дизайнеров, в том числе дизайнера Массимо Ости, коллекции российских дизайнеров Людмилы Норсоян, Виктории Андреяновой, Виктории Ирбаиевой, объекты победителей конкурса Биеннале Наталии Цветковой, Натальи Тимаковой и группы Whisper, молодых дизайнеров, в том числе марки Fyr, иллюстрирующей красоту диссонанса как всегда на высочайшем уровне. 

Среди экспонатов, например: аналог перфокарт, демонстрирующих принцип работы первого в мире ткацкого станка, созданного Рене Жаккаром в 1790 году — это изобретение называют «первой компьютерной технологией» текстильной промышленности. Первое российское 3D-платье и 3D-сумочка Gucci, «выращенная» с официального разрешения руководства бренда. Одним из главных экспонатов выставки стало платье «Confluens» («Влияние») победителей конкурса биеннале группы «Whisper». Проект посвящен теме адаптации человека к окружающей его современной действительности. Составленное на основе принципов камуфляжа, платье-объект группы Whisper взаимодействует с посетителями выставки через сенсорные устройства, демонстрируя принцип мимикрии как основное средство выживания человека в мегаполисе. Платье становится заметным только тогда, когда к нему подходят.


На контрасте с новейшими разработками в области текстильной промышленности, в экспозиции также представлены редкие исторические экспонаты: образцы тканей Ближнего и Дальнего Востока, являющиеся чудом техники ткачества, набойные доски для создания узора на тканях конца XIX века, костюмы XIX – XX веков, редкие фотографии процесса текстильных производств начала XX век и др.

Экспозиция выставки представляет собой историю развития текстиля: от истоков возникновения нити и тканей, через революционное изобретение химических материалов (нейлон, капрон, тефлон) к супер прочным разработкам промышленности для одежды «опасных» профессий – спортсменов, пожарных и космонавтов, а также мотогонщиков с последующей интерпретацией этих материалов в современной авторской моде.

Чем больше проникаешь в выставку и суть ее экспозиции, тем больше становится очевидно, где пролегает тонкая грань между инновациями для моды и на пользу ей и покупателю, ведь мода не живет без того, кто будет носить изделие, а где инновации представлены чисто ради инноваций.


Использование инновационных текстильных материалов, как в прошлом, так и в настоящем, безусловно, делает моду более коммерческой, а значит мне, как консультанту, интересной. Достижения в тканях и их новых свойствах, носибельность, утилитарность и конвертируемость в зависимости от обстоятельств в пижаму для самолета, наряд для официального мероприятия или образ для вечеринки с друзьями – все это ответы на реальные запросы рынка и покупателя, который в связи с ускорением темпов жизни предъявляет к одежде все больше и больше функциональных требований не в ущерб их социальной функции. С этой точки зрения коллекции Людмилы Норсоян, Виктории Андреяновой, Виктории Ирбаиевой, Fyr – на них хочется равняться. В «среднем плюс» ценовом сегменте это однозначное достижение, работающее на покупателя, который много работает, активно живет и хочет получить максимум от своего приобретения.

Если же говорить об одежде «нового поколения», скорее футуризма, я бы назвала ее чрезмерно претенциозной и не подходящей для рынка – ни сегодня, ни в будущем. Называйте меня скептиком, но я не верю во встраивание гаджетов и электроники в одежду, равно как не верю, что iPhone должен еще и шинковать для Вас морковку. Про 3D моделирование также не могу высказаться с надеждой на будущее. Одежда – объект персональный, близкий к телу, психологичный и эмоциональный, его функциональная роль давно не играет даже основной функции, в этой связи печать изделия на 3D-принтере мне не представляется оправданной или коммерчески востребованной, хотя с удовольствием выслушаю тех, кто пожелает меня в этом переубедить.





Если же говорить о роскоши и ультра-люксе, то я бы сказала, что это no-innovation land с тонкой гранью. Инновации в продвижении и дигитализации, как делает Burberry, - даже это уже спорно, и об этом можно много дискутировать, важно ли это для покупательской аудитории Burberry или это развлечение для приходящих туристов и станут ли эти «игроки» в RFID когда-либо покупателями бренда, чего уж говорить об оптимизации самого изделия и производственного процесса. Добавленная стоимость таких объектов как раз и состоит в нерационально потраченном времени на ручную вышивку, обработку тканей, необходимости химчистки и дорогостоящей зачастую ненужно-многослойной упаковки, в медленном и неторопливом обслуживании, в slow retail, наконец. Я не призываю люксовые бренды отказываться от любых изменений, наличие Интернет-сайта и налаженной коммуникации в социальных сетях, например, совершенно необходимо, однако в тканях и подходе к производству я бы предложила остаться консервативными настолько, насколько позволяет современность без перехода к абсурду ремесленного способа 15 века и масляных лам на производстве. Разумный баланс между традициями, историческим наследием и требованиями современного дня – вот во что я верю для люкса, и совершенно не верю в 3D-принтеры и ткани для пожарных команд в роскошном вечернем платье с подиума. И спасибо биеннале инновационного текстиля, что дают такую потрясающую ретроспективу и убедительно доказывают, что инновации нужны и важны – но не всегда и не везде. И что еще более приятно – что российские дизайнеры здесь начинают и выигрывают. И здесь тоже есть чем гордиться, а не только тем, что мы стали относительно более конкурентоспособны из-за курса рубля. Вообще-то, нам и без него есть чем похвастаться, не хватает только тиражирования этого успеха, производственных мощностей и коммерциализации дизайнерских процессов в бизнес-процессы.

Выставка проходит до 19 мая, так что у вас масса времени увидеть и сделать свои выводы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий