Сейчас вы будете кидать в меня камнями, но предлагаю сделать это чуть позже, в комментариях. Я хочу рассказать Вам о том, почему для меня Париж – это не город мечты, не город вдохновений и почему я больше никогда не смогу его считать таким. Это не новая история, это происходит со мной вот уже третий год, а может быть, четвертый, в общем, с того момента как я стала приезжать сюда, чтобы работать на Неделе Моды. Сейчас наверное ваш чайник возмущения вскипятился до предела и вы подумали обо мне все, что могли и немножко даже того, что могли, но не стоило.
Если честно, Париж для меня – это две гарантированные недели в году (даже две с половиной) нереально тяжелого физически и эмоционально графика. И если бы это все было не в Париже (признаю), то я бы наверное и вовсе не смогла.
Париж во время Недели моды для меня и всех профессионалов (подчеркиваю – профессионалов, а не тех, кто приехать тусоваться и развлекаться) – это город, где нет ни одного свободного такси, где невозможно без брони за месяц попасть ни в один знаковый или даже просто приличный ресторан, где о сервисе никто не слышал и тебе делают одолжение, что вообще швыряют в тебя меню и не забывают принести тебе еду, город, где первая встреча начинается в 7-00, поскольку в 9-00 всем уже надо быть на другом конце города в других делах, а заканчивается за полночь ужином с клиентом или партнером, с которым нужно закрепить достигнутые договоренности. И если вы думаете, что после этого можно пойти спать, вы сильно ошибаетесь. Байеры в ночи пишут заказы и отправляют подтверждения, так как если вы профи и заказываете больше 20 брендов, то хотите получить их вовремя и как можно быстрее все согласовать, а уж тем более хотите все делать по свежим следам и памяти, бренды в ночи подтверждают заказы и встречи на день будущий, благодарят за встречи дня прошедшего и выискивают, кто еще в Париже и кого еще можно зацепить на встречу. Стилисты лихорадочно изучают расписание показов и мероприятий и презентаций, причем преимущественно не тех, куда хочется, а тех, куда нужно попасть, причем в ряде случаев нужно дополнительно подтвердить свою аккредитацию, свериться со списком, приехать сильно заранее. Ночами они продолжают общаться с редакциями, брендами, магазинами, блогерами, чтобы достигнуть максимум договоренностей – а еще им необходимо выходить в свет, чтобы попадать в объективы и повышать свою капитализацию.
Фотографы бродят по Парижу с неподъемными камерами, светом, объективами и бог знает чем еще (я не профи, но поверьте, это 15 килограмм влегкую) с показа на показ, на каждый надо (повторюсь) заранее подтвердить аккредитацию, свериться со списками, прийти раньше, занять точку, и так целый день – а вечером отсмотреть материал, отфильтровать его и обработать – и отправить в редакцию или заказчику, получить его комментарии и снова отправить. Инстаграммы пестрят завтраками, шампанским и красивыми шоу-румами и вещами, но это та компенсация, которую все получают за работу по 20 часов в сутки 7 дней недели, поскольку на Неделе моды никаких выходных, конечно, не предусмотрено. И поверьте, эта компенсация не столь велика, они лишь достаточна, чтобы вообще не послать всех к черту.
Фотографы бродят по Парижу с неподъемными камерами, светом, объективами и бог знает чем еще (я не профи, но поверьте, это 15 килограмм влегкую) с показа на показ, на каждый надо (повторюсь) заранее подтвердить аккредитацию, свериться со списками, прийти раньше, занять точку, и так целый день – а вечером отсмотреть материал, отфильтровать его и обработать – и отправить в редакцию или заказчику, получить его комментарии и снова отправить. Инстаграммы пестрят завтраками, шампанским и красивыми шоу-румами и вещами, но это та компенсация, которую все получают за работу по 20 часов в сутки 7 дней недели, поскольку на Неделе моды никаких выходных, конечно, не предусмотрено. И поверьте, эта компенсация не столь велика, они лишь достаточна, чтобы вообще не послать всех к черту.
Организация шоу-рума и выставки – это вообще история отдельная, об этом я вам расскажу как-нибудь потом, просто подумайте о 4-5 часах монтажа стенда включая мебель, прикручивание шурупов, болтов и так далее, вывешивание постеров, отпаривание коллекции, полировка обуви, украшений (или что вы там продаете), миллион деталей, включая уборку в таких деталях, в каких вы дома у себя, уверена, не убираете, потом о 10 часах каждый день на ногах в общении с покупателями на стенде, где то жарко, то холодно и некогда поесть, невозможно уйти и все время хочется, чтобы о тебе забыли – и одновременно, чтобы пришли и заказали, так как 10 часов пялиться на проходящих мимо людей стоя на каблуках – занятие сомнительно-неблагодарное, а когда заказывают, вы хотя бы можете сесть, принимая заказ, - правда на пол в основном, но это уже детали, которые к тому моменту не волнуют никого.
Что ж, в этом году Париж был жесток куда искуснее. Было все вышеперечисленное, но вот продаж у многих не было. Или было так мало, что с коммерческой точки зрения мы говорим : сезон провалился. Обычно все эти страдания не зря – март и сентябрь в Париже – два месяца, когда индустрия моды в целом, а не только французская – делает две трети денег. Не в Милане, не в Лондоне, не в Нью-Йорке – дойная корова находится именно тут, в золотом центре Парижа – Лувр-Риволи-Марэ и около того.
В этом же году очевидно, денег мы тоже не увидим, или увидим то, что обычно говорят – а это уже были деньги ?
В целом конечно не все так критично. Мы не умрем, это однозначно. Но продажи сократились – на 30% это самый небольшой минимум, по опыту тех брендов, с кем я имела возможность поработать и пообщаться до сих пор, а многие из них – сильнейшие в своей категории. Примерно треть байеров в целом не приехала в Париж, чтобы размещать заказы, и три четверти из них не закажут вовсе, причем это не только российские покупатели. Наша страна в очередной раз сыграла всем не на руку : явно сократили бюджеты и байеры из Дубая, и из Китая, Гонконга и даже Японии. США также не стремятся восполнить недостаток заказов из традиционных регионов сила : пусть их экономика и поднимается, раны от перепотребления и кредитного бума еще живы в них. Приехавшие байеры сократили свои заказы – от 20 до 40% в среднем, многие размещают заказы по минимуму, лишь бы не потерять право на бренд, и, между нами говоря и не вдаваясь в детали имен, многие из них пилят этот минимальный заказ между собой и коллегами, не приехавшими в Париж, так как сами бы не потянули даже минимум. Чтобы было понятно, у многих марок минимум составляет 1000-1500 евро, это чтобы вы могли оценить, насколько все правда печально.
Чему стоит радоваться ? Консолидация рынка происходит, и она делает сильных еще сильнее. Значимые и крупные байеры по-прежнему в Париже и готовы заказывать. Те бренды, которые пойдут навстречу и предложат хороший продукт с учетом кризисной ситуации, не только выживут, они тоже станут сильнее. И это конечно плюс – для сильных брендов. Второй плюс – рынок однозачно станет качественнее и эффективнее. Просто приезжать в Париж и снимать шоу-рум или платить за выставку без предварительной подготовки со стороны продаж, с непродуманной коллекцией и невнятными коммерческими условиями станет слишком дорогой ошибкой. Если раньше можно было надеяться на случайные заказы – и получить их, сегодня об этом нечего и мечтать. Байеры осторожны даже по отношению к действующему портфелю брендов, с новыми марками все особенно сложно, особенно без первичного знакомства и общения.
Хорошая новость в том, что мы, возможно, увидим больше принципиально новых брендов – из других регионов в том числе. Уже ощущается присутствие российских и азиатских брендов, в том числе китайских. Первые неожиданно для себя наконец стали конкурентоспособны благодаря курсу евро, вторые поняли, что настало их время : с их издержками, умением производить и пониманием того, что хочет европейский потребитель (ведь их страна переполнена европейскими брендами, на которых « изучай – не хочу ») – а также с их бюджетами, накопленными кропотливым трудом и продажами на родине. И это новость правда хорошая, для русских – патриотизма ради, для азиатов – ради конкуренции и качества на рынке, пора уже им из самого интересного рынка сбыта становиться также и рынком потребления, тем более сам Китай замедляется и больше моды поглотить скоро попросту не сможет.
Так что же, кричать « о дивный новый мир » ? полагаю, что пока не стоит. Да, заработали все точно меньше, но вопрос в другом – может быть, мы просто раньше зарабатывали слишком много ? не пора ли и нам вслед за США подумать о рациональности и вернуться в мир живых людей ? Мода и рынок – два цикличных явления, оба контролируемых невидимыми руками, и сегодня они слились воедино, чтобы утопить наши чрезмерные желания и показать нам, кто есть кто и сколько нужно работать, чтобы зарабатывать. Что ж, значит надо просто засучить рукава и работать. А тем, кто постоянно переживает Париж – два раза в год как миниум – это не в новинку, по крайней мере большинству из них, кто правда приезжает сюда зарабатывать деньги, а не только за восхитительными круассанами, санкционной сырной тарелкой и исключительным вином. И да, у меня здесь был углеводный день, за что я готова простить Парижу многое, по крайней мере до следующей Недели Моды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий