2015-02-08

Работаем в моде - кому и зачем? // Whys and hows of jobs in fashion

Ядерная продолжает общаться с ультра-профессионалами отрасли. Кризис - время учиться, и я пользуюсь случаем поучиться у коллег по отрасли, которые обладают уникальными знаниями, но, что еще более уникально, - готовы ими поделиться с аудиторией. В этом интервью Анастасия Хрисанфова, основатель Fashion Head - некоммерческого сообщества профессионалов в индустрии моды, эксперт по управлению персоналом, поделилась секретами работы в индустрии моды, рассказала, каких сотрудников ищет рынок и что делать тем, кто в кризис оказался за бортом.

Анастасия Хрисанфова, основатель Fashion Head и эксперт по управлению персоналом

1. Первый вопрос – он сразу по больному месту многих соискателей. Так ли специфична индустрия моды, что преимущество получают при поиске работы те, у кого уже есть опыт работы именно с ней ? рассматриваются ли другие отрасли и если да, то какие ? 

Индустрия моды также специфична, как и любая другая. Если ты в ней профессионал - ты в цене. Если ты половину брендов никогда не видел, а остальные слышал пару раз - то даже работай ты в индустрии 10 лет- толку будет мало. А вот что индустрия делает успешно- это балует своих приверженцев. Манит их отблесками гламура, непрекращающейся чередой показов, закрытыми распродажами и умопомрачительными фотосессиями. Вот только не всех и не всегда пускает к настоящему. А ведь за успехом стоит огромный труд, который не виден за ярким фасадом. И многие непрофессионалы от моды так и остаются у входа. И тогда вся специфичность тает после пары вопросов про суть процессов 

2. Какое самое главное заблуждение соискателей в индустрии моды ? 

Соискатели часто идут в fashion в ожидании красивой жизни. И, как и в любой индустрии, сталкиваясь с трудностями в самом начале пути, не верят. Говорят, мне просто с компанией не повезло. И пробуют силы в следующей. Так нанизывают себе бренды в резюме. Вроде и имена громкие, а спроси про вклад соискателя в развитие бренда и не услышишь ответа. Сам факт, что он там работал часто уже преподносится как большое преимущество 

3. Насколько важно иметь профильное образование и, если да, то каким оно должно быть? играет ли роль зарубежный диплом ? 

Если говорить о творческих профессиях, связанных с созданием коллекций, образование, безусловно, важно. Для тех, кто продвигает бренды, продает их, делает магазины привлекательными для покупателя - образование может быть и не профильным. Важно желание и искренняя любовь к своему делу. А дополнительно второе высшее или курсы всегда можно пройти уже будучи в профессии. 

4. На какую начальную позицию и доход может рассчитывать выпускник с небольшим опытом или отсутствием такового ? как долго нужно проработать, чтобы получить первое заметное повышение до полноценного специалиста ? 

Сейчас карьера в моде стала более плавной и последовательной, чем несколько лет назад. В начале 2000х на волне бурного развития индустрии путь от продавца до бренд-менеджера можно было пройти за 3-5 лет. Можно было начать простым мерчендайзером на пару магазинов и через 3-5 лет уже возглавлять направление на 100 магазинов. Сейчас, же при кажущемся многообразии, возможностей для такого роста уже значительно меньше. Спрос на профессионалов, которые выросли на своих ошибках сменяется спросом на фундаментальные знания в области работы индустрии. Это во многом связано в частности с приходом крупных игроков с отточенными технологиями, которые завоевывают рынок не руками специалистов, а правильно организованными процессами. Что касается дохода - все очень зависит от того, куда удастся попасть. Где-то можно и бесплатно поработать пару месяцев ради получения хорошего предложения, а где-то сотрудников растят в культуре бренда и берут соискателей без опыта на вполне конкурентоспособные стартовые зарплаты. Квартиру на такую зарплату, конечно, не снимешь. В fashion не самые высокие зарплаты, особенно на средних и начальных позициях. Поэтому тем, кто хочет быстрого роста дохода имеет смысл выбрать более практичную сферу. 

5. Какие наиболее востребованные профессии сейчас, в кризис ? 

В кризис индустрия традиционно чувствует себя весьма плохо. Даже несмотря на то, что покупательская способность в предновогодний период и в январе была высокой, очевидно, что впереди немалые трудности, пик которых придется на период, когда пора будет выставлять товар, закупленный сейчас. На фоне скачков курса многие будут менять политику закупок. В такой ситуации всегда востребованы финансисты и антикризисные управленцы, способные удержать бизнес на плаву. Всегда в цене хорошие продавцы, в кризис фокус внимания клиента смещается в сторону цены, но это не означает, что покупают просто самое дешевое. Традиционно больше всего страдает средний ценовой сегмент, и для него важно умение продавца работать с покупателем. В кризис его работа становится более деликатной, потому что трата денег связана с большими, чем обычно, переживаниями. У тех же, кто не вкладывался в работу с персоналом, считая, что для низкого ценового сегмента это не нужно, теперь такая необходимость появилась. А значит и спрос на качественных управляющих будет расти. 

6. Насколько можно считать рынок России и СНГ единым в этом смысле ? часты ли случаи, когда из России перекупает сотрудников компания из Казахстана, Азербайджана, Украины или Белоруссии, например ? 

Спрос на сотрудников из России последние пару лет активно демонстрирует Казахстан. В силу развития индустрии они заинтересованы в том, чтобы заключать контракты с нашими специалистами, прежде всего знающими розничные процессы, чтобы перенять лучшие практики. И здесь они крайне конкурентоспособны в части заработных плат. Остальные страны - Белоруссия, Азербайджан и др. Пока такой активности не демонстрируют 

7. В чем основные сложности рекрутеров в индустрии моды ? часто ли сталкиваешься с низкой компетенцией сотрудников ? или это чаще неоправданно высокие запросы, скорее? 

Сложность поиска персонала в ощущении уникальности и со стороны работодателя и со стороны соискателя. На многих позициях есть звездность, часто ничем конкретно не подкрепленная. Хотя интерес к сфере огромный, многие, работая в ней годами и зная весь рынок наизусть, все равно не уходят. В последнее время, кстати, нередки стали случаи приглашения российских специалистов на работу в европейские офисы брендов и это позитивный тренд для индустрии. 

8. Что делать сегодня тем, кто попал под сокращение ? снижать ожидания, идти в другую отрасль, в смежные отрасли ? есть ли какой-то антикризисный рецепт ? 

Нет единого рецепта, к сожалению. В этот раз кризис не столь однороден и пока одни сокращаются, другие наращивают мощь и заинтересованы в действительно сильных профессионалах. Часто можно увидеть борьбу за таланты, когда одна компания, несмотря на сокращения не хочет расставаться с высокооплачиваемым ценным сотрудником, а другая только и ждет, чтобы предложить ему отличные условия. В кризис главное не паниковать, планомерно прорабатывать предложения, установить внутреннюю планку, до которой кандидат готов снизить свои притязания, ну или, как минимум, быть готовым за те же деньги работать в разы больше. Проиграют те, кто привык ничего не делать. И кстати уйти в смежную сферу - совсем не зазорно, но часто кажется работникам индустрии fashion чем-то совершено невозможным.

Анастасия Хрисанфова, основатель Fashion Head, эксперт по управлению персоналом

Комментариев нет:

Отправить комментарий