2015-01-28

Fakes on the rise // Дорогу контрафакту


В кризис традиционно на рынке возрастает количество подделок. Почему это происходит ? неужели при снижении доходов все резко перестают ходить в ЦУМ и сразу бегут на рынки и в палатки в метро ?

В действительности это довольно далеко от истины. И тем не менее, статистика не лжет : с сентября по декабрь 2014 года количество подделок в обороте на рынке увеличилось на 22% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, если использовать разработанную мной косвенную методику оценки через обороты вещевых рынков, в социальных сетях и через мелкие незарегистрированные Интернет-магазины с коррекцией на мелкие торговые точки, подобные пресловутым павильонам метро и с учетом того, что многие цивилизованные розничные магазиы, увы, смешивают ассортимент до сих пор. На подделки в настоящий момент на модном рынке приходится 24% продаж, то есть каждый четвертый рубль тратится на такую покупку.







С одной стороны, можно предположить, что дешевое в кризис становится более актуальным, а « морально неустойчивый » средний класс не может себе более позволить настоящий люкс, поэтому обращается к заменителям, а сохраняющаяся логомания, особенно в регионах, обращает их в веру поклонников подделок. С другой, опросы и исследования показывают, что до сих пор и традиционные покупатели роскоши в России (ультра-обеспеченные и обеспеченные потребители) смешивают в гардеробе подлинные изделия и копии, мотивируя это тем, что владение настоящими вещами задает уровень и статус, в рамках которого никому не приходит в голову сомневаться, что вторая половина гардероба уже далеко не столь аутентична. По оценкам, основанным на транслировании результатов опроса, эта группа составляет около 6% всех потребителей люкса. 

Есть и фактор влияния на рост количества подделок со стороны предложения (выше мы говорили о спросе). В период кризиса компании сокращают издержки – в том числе и расходы на борьбу с подделками и контрафактом. Это выражается в сокращении юридических отделов, сокращении расходов на маркетинг в том числе, ведь немалая часть мер по борьбе с контрафактом люксовых брендов – это информационная работа и продвижение концепции авторизованных точек продаж (вот это, товар Louis Vuitton вы можете приобрести только в фирменных магазинах бренда..). Это не означает отказ от этих сообщений, это означает сокращение рекламных полос в целом – следовательно, и сокращение количества таких обращений. Несмотря на наш скепсис по отношению к рекламе, такого рода информирование работало, при опросах в регионах, где марка Louis Vuitton не представлена, мы часто слышали, что потребители узнавали о том, что в их локальном магазине представлена подделка, только прочитав это сообщение на рекламе в глянцевом журнале. Следовательно, меньше расходов на борьбу с контрафактом и подделками – больше контрафакта и подделок в стране, связь не прямо пропорциональная, но явная и устойчивая. 





При всем том отрицать ужесточение контроля над импортом подделок нельзя, этот процесс действительно проходит, и вполне успешно. И конечно, я снова скажу – но с другой стороны J

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов фактор Таможенного союза. Для тех кто не следит за событиями и не в теме интеграционных процессов и группировок : Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали Таможенный союз, что означает не только отсутствие внутренних таможенных границ (тогда это была бы просто зона свободной торговли), но и единый таможенный тариф для внешних границ и третьих стран (что и делает это объединение таможенным союзом). Основная сложность заключается не только и не столько во внедрении единого таможенного тарифа (ЕТТ), сколько в обеспечении процедур единого его применения и соблюдения одинаковых процедур проверок и единого контроля над границами – в том числе и в части проникновения контрафакта. Именно здесь и кроется подвох. Границы Казахстана, например, вполне гостеприимны для контрафакта из Китая – а если представляете географию, то понимаете, какие это объемы и что это один из важнейших путей. Безболезненно преодолев границу в Казахстане, далее товар уже может двигаться без препятствий – он уже в зоне единой свободной торговли. Аналогично и Белоруссия. Все на примере санкций уже проверили и белорусские мидии, и экзотические фрукты, которые неожиданно стали произрастать и разводиться в дружеской для нас стране. Конечно, контрафакта через Белоруссию к нам приходит мало, но возможность такая существует, хотя, конечно, стоит заметить, что через Казахстан это все гораздо проще.





А теперь давайте о любимом – о национальном производителе. Рубль ослабляется, это делает наши производства более конкурентными : этот урок мы с вами уже задолбили за последние шесть месяцев просто наизусть. Конечно, это делает более выгодным и производство подделок. Украина давно славится своим производства копий в Харькове и вокруг него, если можно так выразиться. Есть такие умельцы и в нашей стране, причем качество этих копий зачастую гораздо лучше многих образцов китайского производства. В настоящий момент они также смогли воспользоваться конкурентными преимуществами слабого рубля, как и многие другие предприниматели по всей стране, а освобождающиеся площади и снижающаяся аренда дают им возможности выхода даже в цивилизованную розницу.

Наконец, последний фактор – бурный рост cross-border trade, закупки товаров в зарубежных Интернет-магазинах. Здесь все увереннее лидирует китайский Ali Express, где можно купить платья от 2 долларов до 2000 долларов, самых разных брендов и без оных. Конечно, заказ товаров в Интернете из Китая – также прямой источник подделок. 





Возникает только один вопрос : неужели нашим потребителям не хватило десятилетия и даже больше, чтобы перестроиться на цивилизованную модель потребления ? как быстро можно вернуть старые привычки и в каком объеме ? судя по происходящим на рынке процессам, справимся мы быстро – дайте еще годик. А годик у нас, судя по всему, в запасе есть.



Комментариев нет:

Отправить комментарий