Эффект
губной помады – миф или реальность ?
Первые
итоги двух недель января показывают неожиданные результаты : во многих
сегментах не наблюдается традиционного замедления продаж, по многим показателям
есть даже рост, причем довольно приличный по сравнению с январем 2014 года.
Январь
– традиционно « медленный месяц », треть его – это праздники, треть –
это попытки включиться после 10-дневных застолий и нулевой деловой активности и
успеть сдать налоговую декларацию вовремя и последняя треть – зачатки нормальной
деловой активности, которые начинают приносить плоды лишь в феврале.
От
января 2015 года никто ничего хорошего не ждал – во всех смыслах. Ажиотажный спрос
конца 2014 года, вкладывание денег во все и вся от бытовой техники до предметов
роскоши однозначно привели к « сливу » недотраченной денежной массы в
течение года и предопределили замороженный спрос на ближайший квартал, как
минимум, « черный вторник » 16 декабря еще резонировал болью в сердце.
Какие уж тут продажи, тем более что в начале января подавляющее большинство
компаний сделало очередную переоценку по курсу евро, в среднем увеличив цены
еще на 15% (к тем 15-20 %, на
которые цены выросли еще в ноябре-декабре 2014 года). Начальный этап сокращений
(не буду называть это первой волной, так как она далеко еще не началась,
массовые увольнения еще ждут нас в конце января-феврале после подведения итогов
года и подсчета курсовых разниц и реального понимания своих убытков) уже привел
к частичному сокращению доходов.
Но
факт остается фактом : как опросы, так и фактические результаты продаж
показывают – увеличился не только средний чек (что логично, раз цены выросли),
увеличился траффик, что повлияло на рост числа покупок при стабильной в общем
по рынку конверсии (все же низкой, как ни крути). В результате выросло число
покупок, а значит, и выручка. По первым 10 дням января рано подводить итоги, но
они уже впечатляют – в среднем +22% к аналогичному периоду января 2014 года в
сегментах от среднего до премиального, и это заметный рост даже с учетом более
высоких цен, как уже отмечалось.
Почему
это происходит ? Похоже, мы наблюдаем тот самый « эффект губной
помады » в действии.
Однозначный
результат « черного вторника » и происходящей плавной девальвации
рубля выразился в том, что средний класс массово сократил поездки :
несмотря на рекорды по пассажиропотоку, зафиксированные российскими аэропортами
в целом, выездной туризм упал почти на 30% в 2014 году по сравнению с 2015
годом. Перелетов было больше в связи с массовым возвращением на родину
гастарбайтеров и возвращением из крупных городов в мелкие в результате
сокращений и увольнений, наблюдался также рост внутреннего туризма. Тем не
менее, масса потребителей из среднего класса отказалась от дорогостоящих туров
за рубеж на Новый год. К каким последствиям это привело ? Это высвободило
денежные средства, которые не были потрачены, как запланировано. В результате
потребители почувствовали себя несчастными, так как впервые за тучные годы были
вынуждены себе в чем-то отказывать – и, логично, захотели себе это
компенсировать, побаловать себя. И побаловали – покупками одежды, косметики,
парфюмерии и походом в более дорогие рестораны. Не только опросы, но и
фактические данные о посещаемости и покупках вышеперечисленных
lifestyle-направлений подтверждают этот тезис. То, что называют « эффект
губной помады » - логика, при которой « раз я не могу ничего себе
позволить, то уж хотя бы куплю губную помаду, порадуюсь » - сегодня мы
наблюдаем в действии.
Вообще
живем в интересные времена, надо признать, наблюдаем всю экономическую теорию в
действии, можем на себе проверить борьбу между неоклассиками и кейнсианцами,
жаль только, что такую высокую цену приходится платить за « проживание
истории ». Ну да речь не об этом.
А о
том – надолго ли ? сколько продлится эффект губной помады ? У видных
экспертов есть ощущение, что осталось нам не более как полтора месяца
развлекаться и делать вид, что в жизни нашей остались радости и средства на эти
радости. Март – критический рубеж, все это понимают, однако чем дальше, тем
больше ожидания девальвации. Девальвация может составить, по оценкам, до
половины, то есть рубль потеряет еще от трети до половины стоимости к доллару –
в этой ситуации от губной помады точно придется отказаться. Что делать ?
Бизнесу, похоже, запасаться и продавать в январе, компенсируя себе за март,
который явно не окажется таким восстановительным, как привычно нам было по
опыту прошлых лет после депрессивного января и медлительного февраля. Времена меняются,
в интересные времена живем, товарищи. И опять вопрос – если не губная помада,
то что дальше ? чем будут себя радовать покупатели тогда ? я бы
поставила на еду все же, хотя это, конечно, будет зависеть от глубины падения
рынка. А какие ваши соображения на этот счет ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий