2014-11-11

Ядерная учится – в цейтноте современости // Yadernaya studies - in the Zeitnot of modernity

Несмотря на то что я преподаю, сама я также постоянно учусь - как в жизненном, так и в буквальном смысле. Я всегда рассказываю своим студентам : то, что написано в учебнике – это глубокое прошлое, так уже скорее всего почти никто не делает ; то, что я рассказываю – это настоящее, эти инструменты дают эффект сейчас, но завтра, когда вы закончите учебу, возможно, уже будут не столь результативны или станут устаревшими. Чтобы быть успешными в будущем, вам необходимо научиться выстраивать стратегии и реагировать на изменения рынка соответственно – и именно это я пытаюсь показать на своих занятиях. Получается или нет – знают только мои слушатели, но я каждый раз стараюсь делать свои курсы все более насыщенными, наполненными информацией и кейсами, неоднозначными. 



Чтобы самой не остаться в прошлом и двигаться из настоящего в будущее, а также не позволить сознанию заблокироваться на достигнутой точке, я тоже учусь. Хотя я не готова к длительному академическому образованию и не чувствую в нем потребности, не могу себе его позволить с точки зрения времени и ресурса энергии, я постоянно прохожу онлайн- и дистанционные программы различных вузов и практиков, в том числе и зарубежных. Онлайн-образование, на мой взгляд, не подходит фундаментальным предметам или программам, длящимся больше нескольких недель и подразумевающих более высокий уровень интерактивности, личного присутствия и обязательности, чем может дать общение с компьютером, пусть даже со скайп-сессиями. Однако для краткосрочных программ и точечного решения проблем, а также повышения квалификации, расширения горизонтов и получения концентрата знаний другой школы, другой страны, другой отрасли – то, что надо.



Для себя я выделила четыре ресурса, которые на данный момент эффективно решают эту задачу, надеюсь, для вас они будут тоже полезными. Им посвящаю этот пост. В рейтинге представлены мои топ-3. Сразу оговорюсь, что первые три я не считаю заменой полноценному образованию, но в качестве дополнения по моей специальности и смежным они бесценны. Не уверена, что это также актуально для математических и технических дисциплин, но для гуманитарных (и экономики, которую я все же считаю мультидисциплинарной) мне они подходят отлично. Должна заметить, что к счастью для многих жаждущих учиться, но не имеющих финансовой возможности (ведь хорошее образование по праву стоит дорого, я подчеркну, что считаю, что это правильно, но тем не менее) все предлагаемые мной порталы бесплатны, кроме последнего, хотя стоимость его настолько мала, что я бы назвала его почти бесплатным. Единственное, за что вы можете захотеть заплатить – это прохождение тестирования на получение сертификата. 



Итак, первый - Coursera. Сoursera интегрирует огромное количество курсов по самым разным дисциплинам, средняя продолжительность от 4 до 10 недель. С порталом сотрудничают ведущие вузы, в том числе Stanford – и например, наша Высшая Школа Экономики. Качество материалов очень высокое, сопровождение – безукоризненное. Вы видите и Ваш график, и Ваши дедлайны, и Ваши задачи. В конце вы можете получить сертификат при условии соответствия требованиям и выполнения заданий. Программы пытаются создать интерактивность за счет взаимной проверки работ, взаимных комментариев пользователей и организации форумов и чатов как между студентами, так и с преподавателем, в целом реконструируя продуктивную академическую среду в онлайн. Оценила я также возможность изучения одновременно разнообразных дисциплин в рамках разных программ и ориентаций. Например, я изучаю одновременно программу Together Teacher для оптимизации учебного процесса и организации времени преподавателя наиболее эффективным образом, а также изучаю методику преподавания Организационного поведения за рубежом, чтобы улучшить и дополнить курс, который я сама преподаю своим студентам в МГИМО. Я также собираюсь обратить внимание на программы о том, как предпринимателям культивировать инновации – и посмотреть, как это изменит мою панораму преподавания курса Fashion startup в Art&Image, а также активно изучаю теорию игр, которая не давалась мне еще в университете, но я не сдаюсь. Гибкий подход позволяет мне сочетать это с моим графиком, занятия по 10-15 минут – это своего рода перерыв на работе между задачами, тот редкий ланч, который не является деловой встречей, короткое погружение за завтраком, небольшой повтор перед сном. Честно признаюсь, задания я выполняю очень избирательно : сертификат мне не нужен, а времени не так много. Поскольку я учусь для себя, этим себя оправдываю. В свое оправдание скажу, что некоторые даже времязатратные задания я все же выполняю – сразу пачкой и в выходные. 



Второй портал похож на первый – FutureLearn.com. По моим ощущениям оба портала представляют очень достойную выборку университетов, разве что Coursera содержит больше американских вузов, а Future Learn - европейских, но подробного анализа не проводила, могу ошибаться. Другое явное отличие для меня состоит в том, что Future Learn содержит более вводных и прикладных курсов для начинающих, а Coursera требует предварительного уровня подготовки и квалификации в большей степени. Например, я на Future learn изучала методику преподавания брендинга на примере The secret power of brands, предварительно работала с курсом « Организационное поведение » на основе Understanding modern business&organizations, знакомилась с возможностями улучшить качество своих презентаций и коммуникации на Talk the Talk, работала над своими управленческими навыками с Managing people : engaging your workforce – и так далее. Замечу, что Futurelearn.com предлагает почти все курсы на английском языке, в то время как Coursera – на множестве языков, включая русский (помните Высшую школу экономики), украинский, турецкий и так далее. Безусловно, знание английского будет большим преимуществом, так как самые « горячие » курсы по-прежнему на английском. Хорошая новость – на Future learn есть субтитры, а так как вы учитесь не в режиме онлайн вебинара, можете останавливать и перечитывать, ну и слайды, конечно, тоже в помощь. В этом смысле даже со средним знанием английского языка уже можно учиться и даже подтянуть свой уровень заодно.


Третий портал – русскоязычный Netology, обучающий по широкому кругу Интернет-специальностей. Несомненный бонус портала – это актуальность представленных данных и бизнес-тренера (не повернется язык назвать их преподавателями все же, большинство из них не знают классической методики, некоторые не имеют опыта преподавания, можно поработать над техникой речи и так далее), которые делятся практикой сегодняшнего дня со своей аудиторией. На Нетологии можно найти как курсы, которые дают знания более масштабного характера – HR-брендинг как инструмент привлечения и удержания сотрудников от Анастасии Добровольсткой, employer branding&recruitment manager IKEA, Конкурентный анализ и исследование целевой аудитории в Интернете от специалистов по такому анализу, так и более конкретные прикладные курсы – Основы продвижения в Instagram, особенности работы с Twitter, детальный анализ механизов Google AdWords и многое другое. 

Нетология позволяет в сжатые сроки (курс длится в целом до 2 часов, не более двух с половиной) изучить основные механизмы работы с самыми современными инструментами, по которым пока не существует инструментов. Практики делятся своими решениями и секретными техниками, которые могут показаться простыми и очевидными, но только когда о них уже знаешь. Для меня этот срез Интернет-анализа оказался крайне полезным, так как я работала над темой блогов и продвижения стартапов, поэтому использовала отдельные тезисы лекций о lean startup, instagram, twitter и adwords для собственного исследования по этим темам, а также интервью с успешными кейсами для интеграции в мои собственные курсы. Нетология имеет также очень удобное приложение, что для России пока все же редкость, где можно просматривать свои курсы в любом месте и любое время – даже в метро, где теперь есть wi-fi. Как человек, нередко прибегающий к метро для перемещений по городу, я оценила возможность за 2 станции по центру просмотреть целый блок – и делать при просмотре заметки в возникающем тут же файле.

Стоит отметить, что Нетология, конечно, молодой портал по сравнению с двумя вышеупомянутыми, и имеет совсем другой формат. Фундаментальных знаний вы тут не получите, теории и подходов услышите минимум, а выбор практиков и тренеров также довольно хаотичный. В этом смысле возьмите на себя ответственность и подойдите серьезно к выбору курса и спикера : от этого будет зависеть результат. Впрочем, это можно сказать о любом образовании сегодня. Были спикеры, чья манера презентации меня раздражала, так как я замечала слова-паразиты, отвлекающие действия (вроде стаканов воды трижды за 10-минутный семинар), тавтологию и так далее. Однако были те, за кем я следила с восторгом. Удобство оплаты – а на Нетологии вы оплачиваете месяц доступа к сайту и изучаете весь массив, какой сможете, или выбираете более выгодный тариф на большее время – позволяет Вам за месяц протестировать множество дисциплин и выбрать наиболее для вас полезные и подходящие, что за эти деньги весьма бюджетное решение, я не побоюсь этого слова – почти бесплатно, учитывая затраченное практиками время на разработку этих курсов, создание слайдов и запись презентации, а также расходов на поддержание сайта и приложения. 

Мой личный фаворит, за который я благодарна Нетологии сто раз и готова была бы заплатить и в 10 раз больше – курс Ольги Соломатиной, выпускающего редактора ИД « Коммерсантъ » « Журналистские приемы для написания текстов ». Ольга блестяще рассматривает основные подходы, жанры, стилистические и грамматические ошибки, дает рекомендации по написанию статей, построению сюжета, подготовки давать и брать интервью, созданию авторской колонки или поста в блог. Ироничные и увлекательные примеры, легкая манера изложения, практичные задания в конце каждого блока – все это позволяет освоить действительно большой массив информации в сжатые сроки на уровне, позволяющем при желании реально повыстиь свой уровень написания материалов – что для меня как для пищущего эксперта (если можно так сказать), а также начинающего блогера (ну надо же !) очень важно. Жаль только, что задания эти, в отличие от Coursera и Future Learn, никто не проверяет, не то что преподаватель, но даже сами слушатели курса друг у друга, а также нет интерактивной платформы для обсуждения. Что ж, это только начала, и у Нетологии это начало весьма многообещающее.



И последний проект дистанционного образования, который я для себя открыла, в частности, благодаря тому что сама начала преподавать – Art&Image. Для меня было уникальным опытом узнать, что Институт репутационных технологий организует такое количество семинаров в режиме вебинаров, а также позволяет проходить целые курсы дистанционно. Вполне адекватное ценовое предложение с вебинарами от 1000 рублей позволяет стилистам, имиджмейкерам, начинающим дизайнерам и всем, кто связан с имиджем, стилем, деловым этикетом, в самых отдаленных уголках нашей страны (и ближнем зарубежье как минимум) получать уникальную информацию из рук прекрасных специалистов и ярких ораторов, сопровождаемую большим количеством методических и учебных пособий. Для меня как для вечно занятого человека возможность посещать вебинары, а также смотреть их в записи в течение 72 часов после окончания – бесценная возможность пополнять свои знания, не выходя из дома (шучу, офиса, конечно). Я являюсь большой поклонницей семинаров Татьяны Кулахметовой по тенденциям, после 3 часов не остается ни одного вопроса в отношении трендов, цветов, фактур и стилевых направлений сезона, ошеломляет объем информации, проанализированный Татьяной, для подготовки такого масштабного исследования. Не оставляет и мысль, что такого рода трендбук представляет собой огромную коммерческую ценность, а слушатели получают возможность получить к нему доступ за очень адекватные деньги, при этом в интерактивном формате, получив еще и качественную обратную связь от одного из лучших экспертов на рынке. Марина Полковникова и ее продуманный подход к визуальному мерчендайзингу выдает эксперта высочайшего уровня, а практический характер ее семинаров позволяет фактически выйдя из аудитории начинать создавать или как минимум анализировать свои собственные группы манекенов и зонирование пространства. Хотя я сама читаю мастер-классы по визуальному мерчендайзингу и включаю это в свой курс по маркетингу в индустрии моды, Марине удается каждый раз включить детали и аспекты, о которых я не задумывалась или не акцентировала внимание, не включала в свои лекции и не обращала внимание своих студентов – бывает и что-то, чего попросту не знала и не замечала. После семинара Марины хочется обойти все магазины, приводимые в пример, и с удовольствием подмечать все детали, о которых услышал на семинаре. В эти моменты ощущаешь, что выходишь на совершенно новый уровень владения материалом. 

Мой девиз – учиться всегда, учиться везде, никогда не стыдно признаться, что не знаешь или хотел бы знать больше. Я с удовольствием консультируюсь со своими друзьями, кто учился в Polimoda, Marangoni и St. Martin’s, London College of Fashion, прошу их оценить мои лекции и обратить внимание на то, чего не хватает, жадно глотаю рекомендуемую ими (и рекомендуемую им) на курсе литературу, основную и дополнительную – все для того, чтобы никогда не останавливаться на достигнутом, а двигаться вместе (или в идеале чуть опережая) с российским рынком. И онлайн-обучение как нельзя лучше способствует достижению этой цели. Мечтаю однажды и сама стать частью этого процесса и тоже преподавать на одном из таких порталов. Посмотрим, что получится.



1 комментарий:

  1. Большое спасибо за материал!

    Очень много всего подсмотрела интересного. О coursera и netology узнала совсем недавно. Оплатила и жду начала курса (28 ноября) контент-маркетолога как раз от Нетологии. Только стала волноваться - почему же задания никто не проверяет? В рамках этого курса заявлено, что задания проверяются тренерами, а также под их контролем будет написана курсовая.

    От себя еще могу добавить ресурс wwww.uniweb.ru - обучение онлайн в ведущих ВУЗах России, в том числе МГИМО, МГУ, ИБДА, РАНХиГС и т.д. Конечно же, оно не бесплатное, но гораздо дешевле очных занятий. Можно выбрать курс целиком, либо отдельные интересующие дисциплины по несколько часов. По результатам выдается диплом, по форме и содержанию абсолютно идентичный выдаваемому на очном обучении.

    ОтветитьУдалить