2014-11-05

Blog talk – blog work // Говорим о блогах – работаем с блогом



23 октября в рамках деловой программы Mercedes Benz Fashion Week Russia состоялась панель fashion-блогеров, в рамках которой они поделились уникальной информацией о том, какие подводные камни встречают они в своей работе и чего ждут от коммерческого партнерства с брендами. Воспользовавшись положением координатора Деловой программы, я не пропустила ни словечка из этой захватывающей и – уникально – абсолютно откровенной дискуссии, во время которой блогеры открыто обсуждали коммерческие вопросы и курьезные случаи из своей практики. Пересказывать все детали без разрешения Марии Новиковой (http://fashion-shower.livejournal.com/), Кати Катковой (http://katek-kat.livejournal.com) и Яны Демченко (http://london-is-passion.blogspot.ru/), и даже с их разрешения оставлю конкретные названия брендов за кадром. Однако в рамках панели возник целый ряд любопытных вопросов.

Катя Каткова, Яна Демченко и Мария Новикова делятся с Thierry Cellerin, модератором сессии и основателем BuzzFactory, своим опытом, в рамках Деловой программы MBFW Russia

В частности, задумываются ли бренды, посылая изделия в подарок блогеру без предварительного уведомления и зачастую даже проверки специфики блога о бессмысленности такого рода «инвестиции» - и вовсе не в связи с нежеланием блогеров сотрудничать. Отправлять детские комбинезоны блогеру, у которого нет детей и никакого намека в блоге на особую любовь к детям друзей, и требовать тестирования продукции – это звучит как курьез, но это реальная история. Отправлять посуду Zepter при том, что тематика блога – это мода и стиль – на фоне происходящего на рынке хаоса блогеры уже согласны даже в этом случае постараться пойти навстречу.

Фундаментальную проблему, как я для себя вынесла из дискуссии, представляет отсутствие понимания со стороны компании ценности работы блогера именно как работы. Оценивая значимость мнения и присутствия блогера на мероприятии, пиар-службы коммерческих структур зачастую забывают о том, что за этим стоит реальный труд : подбор и обработка информации, организация фотосъемок (в том числе оплата труда фотографа, стилиста, визажиста и студии), написание и редактирование материала, посещение мероприятия и работа на них, в том числе коммуникация, позирование фотографу и работа с последующими комментариями. Это время, усилия, навыки, финансовые затраты, наконец. Соответственно, это требует компенсации с учетом реальных затрат, материальных и интеллектуальных, а также норма прибыли. Пиар-службы же считают, что приглашения на мероприятие и подарки являются достаточной оплатой труда блогера. Интересно, работают ли они сами за туфли, колготки и платья – при всей своей любви к моде – или все же предпочитают твердую (хотя в современном мире это сомнительно, но все же) ликвидную валюту ?



Ситуацию усугубляют непрофессиональные и, что печально, далеко не всегда начинающие блогеры, не понимающие основ функционирования блога как бизнес-предприятия. В результате их материалы или представляют собой обесцененные рекламные страницы, словно это блог последнего фильма о Джеймсе Бонде, или представляют собой смесь фактов обо всем, что им предлагают пиар-службы. Не говоря даже о качестве публикаций, включая орфографию, пунктуацию и стилистику, очевидно, что такой подход в силу непонимания или незнания снижает ценность блогосферы и ее коммерческую ценность для потенциального партнера. Если профессиональный и талантливый блогер сочетает коммерческие и некоммерческие материалы в правильном балансе, причем выбирает только те партнерства, которые отвечают стилю и духу блога, выстраивает качественные тексты и сопроводительную визуализацию, то он вправе ожидать достойной компенсации своего труда. Однако в силу фрагментации рынка и скепсиса компаний, навеянного неудачным опытом сотрудничества с любителями они сталкиваются с низкой оплатой труда или отсутствием таковой, а также массой предложений, которые иначе как « спам » не назовешь. И другая, тесно связанная с этим проблема – демпинг. Ведь если часть блогеров готова работать бесплатно или за символическую оплату, это формирует средние цены на рынке, изменить которые единичному блогеру не под силу. Им приходится выстраивать под себя рынок, на что у многих нет ни желания, ни возможностей, ни сил, тем более что поскольку блогинг сегодня не приносит стабильного дохода, они вынуждены сочетать его с основной работой, отнимающей энергию и время, которые они могли бы вкладывать в свой бизнес и творческий проект – блог.


Наконец, оппортунистическое поведение, или говоря проще – недобросовестность участников рынка. Поскольку не все блогеры имеют юридические лица и знакомы с основами документооборота и заключения договора, они нередко становятся жертвами если не обмана, то заблуждения в процессе сотрудничества с компаниями. Договоренности достигнуты устно, сроки оговорены в электронной почте, детали соглашения вообще не обсуждались – как результат, низкая или недостаточная оплата труда или неожиданный разрыв сотрудничества, которое планировалось как долгосрочное. Блогер составляет календарный план выходов материалов, готовится к ним, а потом остается неожиданно в ситуации, где не получает оплаты и его публикации срываются, что нарушает стратегию развития блога и целостность его контента – не говоря уже о финансовых ожиданиях. Компании при этом также могут полагать себя обманутыми, так как в отсутствии четких договоренностей и понимания рамок, прав и обязанностей сторон могут считать, что их требования выполняются не в полном объеме или не в полном соответствии с их ожиданиями – которые зачастую невозможны и утопичны сразу, что было бы очевидно при подписании договора.


Все эти факторы – необходимость совмещать работу и ведение блога, непрозрачность рынка и отсутствие системы оценки труда блогеров, фрагментарность рынка и обилие непрофессионалов и любителей, демпинг и несформированные договорные отношения – осложняют жизнь и продуктивное сотрудничество блогерам и компаниями. Понятно, что мы находимся в зачаточном этапе развития блогосферы, если хотите – это такой первоначальный период накопления капитала, говоря терминами капитализма. Чтобы отобрать зерна от плевел, рынку потребуется время. Но есть ли у нас так много времени, когда среда меняется столь динамично? Позволит ли текущая интерактивность так долго учиться или обесценит этот инструмент, прежде чем он сможет стать действительно рабочим ? Как можно ускорить цивилизацию этих процессов и оптимизировать сотрудничество блогеров и коммерческих компаний? Отчасти эти вопросы обсуждались на панельной дискуссии и заставили меня задуматься. Собрав свой опыт консалтинговых проектов, в рамках которых была также и работа с блогерами как стартапами и коммерциализация их проектов, а также оценка эффективности рекламного размещения, product placement и работы с блогерами, в том числе instagram-блогерами, я задумалась о создании полноценного обучающего инструмента, призванного сделать рынок более прозрачным, сформулировать права и обязанности контрагентов и привести ожидания участников к единому базису, чтобы в конечном итоге все смогли зарабатывать.

В рамках первого шага на этом пути я разработала новый мастер-класс « Как зарабатывать на своем блоге ». Он аккумулирует накопленный мной опыт работы с блогерами на стороне блогеров и на стороне компаний в России и в Европе, а также кейс-стади, которыми со мной любезно поделились коллеги – и в моей манере, простым и доступным языком раскрывает основные техники, которые каждый – даже самый начинающий блогер – может применить уже сегодня.


В этот раз мастер-класс пройдет не только в форме семинара, но и с вебинаром, так как прошлый мой опыт показал, что смотреть и слушать меня хотят не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Казани, Лондоне, Амстердаме и Нью-Йорке (из запомнившихся мне городов и впечатлений). Я этого не ожидала, это безумно приятно, но в данном случае это еще и оправданно, ведь талантливые блогеры населяют всю Россию, а не только Москву. Поэтому жду вас всех 13 ноября в 18-30 на трехчасовой мастер-класс о блоге как бизнесе в Art&Image или онлайн. Узнать подробную информацию или записаться на мастер-класс вы сможете по ссылке. Можно сказать, что это сейчас была минутка рекламы, но искренне надеюсь, что для вас это будет полезно и увлекательно.

Следующий раз мы поговорим о блогах как профессии и бизнес-проектах 10 декабря на конференции Hello, Blogger в Санкт-Петербурге, первой в России профессиональной конференции для блогеров. Я благодарна Hello, Blogger за приглашение и уже начала работать над оригинальным и полезным контентом для своего выступления, которое не будет повторять мастер-класс, но будет рассматривать все те же « больные » вопросы развития и коммерциализации блогосферы. Посмотреть подробную информацию о конференции и зарегистироваться можно тут

***

Буду очень ждать ваши вопросы и комментарии, особенно о том, какие вопросы вас беспокоят и что бы вы хотели услышать на моей лекции.



8 комментариев:

  1. Даша, ты даже не представляешь, сколько важной и нужной информации ты даешь в своем блоге и на семинарах, которые я планирую посетить!

    Я вообще нахожусь на распутье: и как блогер, и как маркетолог. Даже несмотря на то что я знаю специфику блогерства, доказать "верхам" очень сложно их пользу. Мол, вы сами можете справиться. Хотя я прекрасно понимаю, что за блогингом будущее.

    Я создавала свой блог ради удовольствия, возможности самовыражения и выплескивания собственных мыслей, сидящих в голове. Если это кому-то нравится - уже хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, для меня важно, чтобы это была полезная, концентрированная информация, не требующая предварительно двух дипломов о высшем образовании и 5-летнего опыта в индустрии для понимания, и чтобы она давала пищу для размышления и обсуждения. Я не претендую на истину в последней инстанции, это лишь мое видение и призма моего восприятия, но я уверена, что делая вклад в повышение прозрачности отрасли и ее "правил игры", мы непременно добьемся успеха.

      Твой блог многим нравится, и ты знаешь об этом, поддержка читателей и статистика посещений об этом свидетельствуют недвусмысленно )) А работать над собой таким перфекционистам, как мы, можно постоянно

      Удалить
  2. Ты говоришь очень верные вещи, но я все чаще последнее время прихожу к выводу, что изменения в этой ситуации либо невозможны, либо будут идти очень медленно, а те, кто способны влиять на эту отрасль будут это тихонечко делать, но в глобальном плане профессиональное блогерское сообщество сложно представить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что единого сообщества создать не удастся, но самые профессиональные будут тяготеть все же к объединению, чтобы выстраивать под себя рынок и делать его предсказуемо-цивилизованным, и это будет происходить как раз благодаря тебе и твоему проекту.

      Удалить
  3. Очень интересный материал. Также на встрече была поднята интересная тема развития блогосферы в разных странах. Как выяснилось, в том же Париже, практически все блогеры зарегистрировали свое ИП и имеют стандартный прайс-лиц как для отдельных брендов, так и для различных агентств, работающих с блогерами. У нас в стране такого нет. Более того, я до сих пор иногда сталкиваюсь с компаниями, которые искренне считают, что мне, как блогеру, не сложно о них написать за "просто так" или за какой-то сувенирный подарок. Представляете, их шок, если бы на первый запрос о сотрудничестве я бы высылала свой прайс-лист?!
    В итоге, я считаю, что мы должны прийти именно к такой стандартизированной системе осуществления договоренностей и заключения контрактов. Но вот интересно Ваше мнение - стоит ли сегодня блогеру формировать такой прайс-лист для компаний или пока они, в большинстве своем, морально не готовы к такому формату работы, может, блогерам стоит по-старинке "договариваться" с каждым отдельно?

    Мария
    http://stylelistbyme.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В нашей ситуации в России придется подстраивать под себя рынок. Я посвящаю этому целую часть своего вебинара/семинара в четверг в Art&Image. Свой медиакит обязательно нужно иметь и высылать.Во-первых, это показывает скорость Вашей реакции: вам приходит запрос, а вы тут же в ответ на него медиа-кит. Сразу очевидно, что вы профессиональный блогер с опытом работы и сотрудничества, и с вами марке тоже комфортно будет работать. Во-вторых, это сразу дает понимание, что демпинговать и торговаться с Вами сложно. Наконец, вы всегда можете говорить, что есть возможность для скидок с цен медиа-кита - за долгосрочное сотрудничество, например, за предоставление дополнительных возможностей, включая фотографа, визажиста, студию, например, за кросс-маркетинг, за дополнительное информационное партнерство, welcome-скидка, все, что угодно. так что всегда можете в письме писать, что вы готовы предоставить скидку с цен медиа-кита, потому что - и дальше аргументация. Но сам факт его наличия выводит Вас на более высокий уровень, по крайней мере это мое убеждение и то, что вижу из опыта.

      Удалить
  4. Даша,материал очень ценный!Столько полезной информации,спасибо!
    http://anastasiasaade2014.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, спасибо Вам большое!! буду стараться и дальше писать полезные материалы

      Удалить