2014-12-22

Чип больше не поспешит на помощь // ´Cheap´ is not helping out

Кризис может начинаться как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Аналогично, вытащить его из кризиса тоже могут оба. Из понятных способов со стороны предложения - развитие производств, обеспечивающих рост занятости, что в свою очередь дает толчок спросу (зарплаты занятых), которые поступают в экономику и дают стимул другим производствам предлагать товары за эти деньги, а это значит, самим нанимать и так дальше. Из этого принципа исходил Кейнс, который считал, что на фазе спада государство должно создавать рабочие места как раз с этой целью, называл среди подобных общественных работ строительство дорог и мостов, уборку улиц, указывая на то, что это и социально, тк влияет на инфраструктуру, в том числе и долгосрочно (мосты и дороги). 
В нашей ситуации ресурс государства финансировать такие мероприятия явно невелик, на повестке дня дефицитный бюджет при таящих как снег весной ценах на нефть, необходимость все же подпирать рубль, а также необходимость в соучае чего прийти на помощь банкротам крупного масштаба, которые, как уже знают в США, просто too big to fail. 

Что же спрос? Кажется, наши сограждане очень даже бодро стимулируют спрос в нереальных масштабах: все уже видели пустые полки в Ашане, очереди в Hermes в ГУМе и зияющие пустоты в фирменных бутиках и ювелирных магазинах. 
Теоретически спрос необходим, ведь он запускает механизм мультипликатора в экономике: тратится рубль, а совокупное влияние на ВВП при многократной оборачиваемости может достигать 5 рублей. Судите сами: покупая чашку кофе за 200 рублей, я даю ресторану средства и он платит эти 200 рублей, например, официанту. Тот оплачивает ребенку дополнительное занятие информатикой в школе (например), преподаватель информатики покупает домой еды, продуктовый платит кассиру, кассир покупает детскую игрушку, детский магазин платит аренду, из этих средств тц нанимает рабочего покрасить дверь - ну вы меня поняли. Условные 200 рублей оборачиваются, и их роль в экономике существенно выше, чем номинальная стоимость (пусть даже в нашем случае девальвация сокращает мультипликатор, тк реальная стоимость этих денег во времени по мере циркуляции снижается). 
Получается, текущий ажиотажный спрос для экономики - это здорово, раз он стимулирует предложение, причем невероятными масштабами, Ведомости вчера писали, что граждане по оценкам "спустили" около 1 трлн. рублей в декабре - а когда я говорила, что у клиентов есть деньги на конференции по люксу ТПП Франции в России в октябре, то видела скепсис в зале. Вот они, родимые сбережения. Теоретически этот ажиотажный спрос позволяет выровнять плановые показатели продаж и дает такие нужные средства для оплаты поставок будущего сезона, которые у многих зависли не только из-за курса, но и в силу физического отсутствия необходимой кассы для расчетов. Теперь касса есть. Это неплохо. Товар мы закажем, пустыми магазины не будут. 
Что плохо? Плохо, что это все деньги, что у покупателя есть. Выжмем его досуха - продаж в будущие полгода (кто-то и дольше, это зависит от цикла потребления, с автомобилями и бытовой техникой это и все 3 года) не жди. А вот это уже критично. Торговля нуждается в оборачиваемости, пусть даже с низкой маржой, что показала Бесконечная череда распродаж в нашем рынке моды, которая началась еще с апреля и фактически не останавливалась. Заблокируем спрос на сезон - и окажется, что прошедшие сокращения - лишь начало. Первые три месяца года, откровенно, переживут далеко не все. Страшно и другое. Мы вступили в четкую эру потребителя CHEAP, которого метко охарактеризовали в Ситибанке, описывая США после кризиса 2008. Чиповый потребитель тратит только на 
Cars
Housing 
Electronics
Appliances 
Projects


Думаю, понятно, но на всякий - автомобили, дом (DIY в основном), крупная и мелкая бытовая техника, электроника, проекты - среди них обустройство дома, отчасти образование и саморазвитие). 
Вы поняли мою мысль? Раз потребитель у нас ЧИП, то вот что он покупает. Упс, кажется все это он уже купил, остатки видимо вложит в образование и в себя - что, кстати, на фазе кризиса крайне грамотное вложение, тем более у большинства, к моей печали, скоро появится больше свободного времени..
Остальное клиент НЕ покупает, а тем более мы так его затоварили. Так что готовимся к тому, что продажи будут сложными, скудными - и похоже, что вполне рациональными, вынужденно рациональными, так как если денег нет, поневоле десять раз подумаешь. 
В следующих постах поговорим о том, можно ли что-то с этим сделать, жду ваши комментарии, как и всегда! 

2 комментария:

  1. Вот сейчас бизнесу точно не обойтись будет без мощных мозговых ресурсов для грамотной антикризисной работы! Раньше я была уверена, что в кризисные времена под сокращение всегда попадают мозги" в первую очередь - пиар-департаменты или рекламные отделы, например. А им на смену приходят наемные агентства, которые помогают решить пакет задач, и уже вознаграждаются по факту сделанной работы. Так было на моей памяти в кризис 2008-2009. Интересно, в этот раз ситуация повторится?..

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная статья, а мне интересно: вот что стоит вкладывать сбережения?

    ОтветитьУдалить